Мэру Москвы С.С. Собянину
от муниципальных депутатов
и граждан г. Москвы
В настоящее время в г. Москве действуют «Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы», утвержденные постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. 743-ПП (далее — Правила). Документ касается всех территорий зеленого фонда столицы, включая особо охраняемые природные территории.
Из открытых источников известно, что в данный момент Департаменты г. Москвы ведут разработку нового нормативно-правового акта, который должен заменить действующие Правила.
В силу ст. 12 федерального закона №174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе», объектом Государственной экологической экспертизы регионального уровня являются «проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Однако в ответе (исх № 1810-3539/20-2 от 22.10.2020) на запрос депутата Московской городской Думы Максима Сергеевича Круглова о необходимости проведения экологической экспертизы проекта новых Правил Петром Павловичем Бирюковым заявлено о том, что Государственная экологическая экспертиза для планируемого к принятию нормативно- правового акта не требуется.
В обосновании своего заключения он ссылается на то, что планируемый принятию документ является нормативным правовым актом, а перечень документов в ст. 12 федерального закона №174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» исчерпывающий и касается, в частности, ГОСТ-ов, стандартов, СНиПов, инструкций, руководящих документов. «Правила содержат нормы поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений; поведение людей в связи с использованием техники, продукции они не регулируют».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» дает следующее определение нормативного правового акта:
«2. Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.»
Очевидно, что множество стандартов, СНиПов, инструкций и руководящих документов соответствуют этим признакам и признаются, как минимум, локальными нормативно-правовыми актами (см. например Решение Верховного Суда РФ от 1 марта 2018г. № АКПИ17-1128 «О признании недействующей Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ». Следовательно, понятия «нормативный правовой акт» и «нормативно-технический или инструктивно-методический документ» не являются в общем случае взаимоисключающими. Иных аргументов, исключающих проект Правил из действия федерального закона №174-ФЗ от 23.11.1995 П. П. Бирюков не приводит.
Вместе с тем, действующие Правила очевидно являются нормативно-техническим и инструктивно-методическим документом, поскольку содержат положения, регламентирующие содержание объектов озеленения всех категорий и включающие конкретные показатели для оценки такого содержания, а также конкретные нормы и технические требования. Так, в тексте действующего документа имеются, например, агротехнические требования к плодородному слою почвы (п. 3.2.6. Правил), требования к фитосанитарному состоянию рассады (п. 3.9.5.), таблицы нормативных показателей многокомпонентных почвогрунтов (таблицы 3.2.2 и 3.2.3.), кратность и нормы полива деревьев и кустарников (таблица 4.1.6.1.), допустимые расстояния до корней деревьев при выкопке траншей, кратность покосов газонов и т.п.
Из ч.1 Правил (Введение) явно следует, что они направлены на «создание законодательной и нормативно-технической базы, совмещающей задачи сохранения, развития и защиты зеленых насаждений и природных сообществ с социальными интересами населения и экономическими интересами правообладателей земельных участков территорий зеленого фонда города Москвы, обеспечивающей системную организацию труда и соответствующее качество работ, состояние зеленых насаждений и природных сообществ». Очевидно, что документ, который придет на смену действующим Правилам, также будет иметь нормативно-технический и инструктивно-методический характер.
Таким образом, отказ П. П. Бирюкова в проведении экологической экспертизы безоснователен.
Мы, муниципальные депутаты Москвы и граждане, обеспокоенные ухудшением экологической обстановки в городе, требуем:
Провести Государственную экологическую экспертизу проекта постановления Правительства Москвы, разрабатываемого взамен «Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы», утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. 743-ПП (далее — Проект постановления), в соответствии с требованиями федерального закона №174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе»;
Опубликовать Проект постановления для организации его общественной экологической экспертизы в порядке, предусмотренном главой ІV федерального закона №174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе»
Перед принятием Проекта постановления провести Общественные обсуждения, и тем урегулировать вопросы общественных отношений в части содержания зеленых насаждений в г. Москве.
[Если вы согласны с данным обращением и хотите его подписать, просим заполнить следующую форму. (Заполнив данную форму, вы даете согласие на обработку, хранение и использование ваших персональных данных Ассоциацией независимых депутатов).]
Подписали:
- Филина Елена Евгеньевна, муниципальный депутат СД МО Проспект Вернадского, Председатель президиума АНД
- Гагарин Александр Николаевич, глава СД МО Тропарево-Никулино, Член президиума АНД
- Груздева Александра Николаевна, муниципальный депутат СД МО Тропарево-Никулино.
- Балановский Леонид Игоревич, муниципальный депутат СД МО Аэропорт, член президиума АНД.
- Зеленов Дмитрий Геннадьевич, муниципальный депутат СД МО Якиманка, член президиума АНД.
- Ремизова Наталья Валентиновна, муниципальный депутат СД МО Ховрино
- Цукасов Сергей Сергеевич, муниципальный депутат МО Останкинский, член президиума АНД
- Щербакова Юлия Анатольевна, муниципальный депутат СД МО Черёмушки
- Касимова Татьяна Леонидовна, муниципальный депутат СД МО Хамовники
- Сокуренко Вадим Александрович, муниципальный депутат СД МО Кунцево
- Тюркин Всеволод Владимирович, муниципальный депутат СД МО Кунцево
- Копкина Ирина Николаевна, муниципальный депутат СД МО Строгино
- Рахилин Константин Валентинович, муниципальный депутат СД МО Останкинский
- Горчаков Дмитрий Алексеевич, муниципальный депутат СД МО Алексеевсик, член президиума АНД
- Фильченко Галина Александровна, муниципальный депутат СД МО Тверской;
- Русакова Елена Леонидовна, глава МО Гагаринский, член президиума АНД
- Морев Андрей Зиновьевич, глава МО Якиманка, заместитель Председателя МРО Партии Яблоко, заместитель Председателя АНД
- Тихонова Асия Фирдависовна, муниципальный депутат СД МО Хамовники
- Зуев Юрий Борисович, муниципальный депутат СД МО Гагаринский
- Павлов Игорь Сергеевич, муниципальный депутат СД МО Алексеевский, член АНД
- Горшкова Владислава Геннадиевна, депутат Совета депутатов МО Крылатское
- Ивашкина Елена Валерьевна, муниципальный депутат СД МО Пресненский
- Щербаченко Анна Адольфовна, муниципальный депутат СД МО Аэропорт
- Какителашвили Сергей Ильич, муниципальный депутат СД МО АРБАТ
- Карпушин Виктор Викторович, муниципальный депутат СД МО Останкинский,
- Колесова Анастасия Валерьевна, муниципальный депутат СД МО Гагаринский
- Десятова Анна Владимировна, муниципальный депутат СД МО Даниловский
- Тадей Станислав Викторович, муниципальный депутат СД МО Северное Тушино
- Селькова Елена Андреевна, муниципальный депутат СД МО Черёмушки
- Штацкая Ольга Львовна, муниципальный депутат СД МО Ломоносовский
- Гонгальский Максим Брониславович, Глава МО Раменки
- Пищальников Александр Сергеевич, муниципальный депутат СД МО Тропарёво-Никулино
- Хорошилов Василий Вадимович, муниципальный депутат СД МО Академический
- Алиева Елизавета Романовна, муниципальный депутат СД МО Марьина роща
- Гершберг Евгения Игоревна, муниципальный депутат СД МО Тропарево-Никулино
- Жуйкова Надежда Михайловна, муниципальный депутат СД МО Академический
- Шапошникова Анна Светлана Альфредовна, муниципальный депутат СД МО Южное Тушино