Положение

о Комиссии АНД по этике и конфликтам

Комиссия по этике и конфликтам (КЭК) избирается в количестве 5 человек простым большинством голосов на заседании Президиума АНД из числа членов АНД.

У Комиссии нет постоянно действующего руководителя, все члены Комиссии равны. Функции руководителя Комиссии и/или её представителя во взаимодействии с другими органами АНД, внешними организациями и физическими лицами в случае необходимости выполняет любой из её членов, выразивший на то согласие в отношении каждого конкретного вопроса или дела, объявивший об этом в чате Комиссии и приступивший к соответствующим действиям, если это не вызвало возражений большинства других членов Комиссии. В этом случае такой член комиссии получает статус “уполномоченного Комиссии по этике и конфликтам” по данному вопросу. 

Данное Положение устанавливает процедуру и принципы рассмотрения конфликтов, жалоб и запросов на проведение экспертиз по ситуациям, оценка которых необходима с целью определения соответствия действий, поступков, или намерений морально-этическим нормам демократического общества и ценностям независимого депутата,  члена АНД.

Морально-этические нормы являются философией поведения, возникающей и формируемой под воздействием множества переменных факторов – воспитания, образования, повседневного взаимодействия с окружающими, в том числе в рамках различных сообществ. В отличие от норм права, морально-этические нормы более динамичны и менее подвержены регулированию. Поскольку изучение этих вопросов относится к области философии, настоящее Положение не дает однозначных и точных параметров для их решения, но дает лишь общее направление, основывающееся на академической философии, и описывает процедуру рассмотрения этих вопросов. В Приложении №1 к настоящему Положению приведены некоторые выдержки из соответствующих научных трудов, и разъяснение употребляемых здесь терминов, призванные помочь в рассмотрении этих вопросов и принятии взвешенных решений.

Морально-этические нормы в демократическом обществе требует отказа от конфронтации повсюду, где это возможно, отказа от политического и любого иного радикализма. В рамках этих норм отдается предпочтение компромиссам, диалогу, переговорам, сотрудничеству, достижению баланса интересов взаимодействующих сторон. 

АНД, как внепартийное сообщество, объединяет единомышленников, невзирая на партийную принадлежность, на платформе широких универсальных демократических принципов и взглядов. Члены парламентских партий, подписав заявление о вступлении в АНД, признают верховенство морально-этических принципов АНД над партийными идеологиями. Член АНД не должен пропагандировать чуждые демократии общественно-политические явления, их лидеров и действовать в их интересах, в том числе авторитарные и тоталитарные режимы, репрессивные инструменты управления государством и обществом, милитаристскую политику, пренебрежение к народу, экологии и т.п.

  1. Процедура рассмотрения конфликтов, проблем и вопросов этики.
    1. При приёме проблемы к рассмотрению Комиссия отдает предпочтение коллективным заявлениям независимых депутатов, но могут приниматься и индивидуальные заявления.
    2. Заинтересованная сторона подает в КЭК заявление в свободной форме. В состав заинтересованной стороны могут входить только лица, реально затронутые действиями, или бездействием другой стороны, чей морально-этический облик ставится под вопрос.
    3. В заявлении должны быть исчерпывающе и достоверно раскрыты следующие  пункты:
      • Контактные данные заинтересованного лица, или группы лиц, подающих заявление.
      • Подробное изложение ситуации, требующей оценки Комиссии, контактные данные действующих лиц.
      • Изложение предполагаемых отрицательных и положительных последствий данной ситуации.
      • Что было сделано сторонами для урегулирования проблемы, каковы достигнутые результаты?
      • Предлагаемые варианты решения проблемы, если таковые имеются.
      • Заявление оформляется письменно, подписывается всеми заявителями и направляется в адрес Комиссии на мэйл kek@and.civico.ru, либо в Телеграм-чат “Анд-конфликты”. 
    4. Все, направленные в Комиссию материалы, выкладываются в общий доступ членов комиссии, соответствующая информация и ссылки публикуются в телеграм-чате Комиссии.
    5. В течение 3 рабочих дней члены Комиссии договариваются о том кто из них берет на себя изучение поступившего заявления, материалов, расследование проблемы и становится Уполномоченным КЭК по данному вопросу. При распределении дел между членами Комиссии должен соблюдаться принцип очередности и равномерной загруженности членов Комиссии.
    6. Член КЭК, принявший на себя функции уполномоченного по рассмотрение дела, незамедлительно размещает данную информацию во всех телеграм-чатах АНД.
    7. Уполномоченный по делу изучает заявление, поступившие дополнительные материалы; в случае необходимости, приглашает в Телеграм-чат “АНД-конфликты” лиц, причастных к ситуации; возможно, и иных сторонних лиц, которые могут способствовать её оценке и разрешению; задаёт вопросы и выясняет существенные детали; в случае необходимости запрашивает дополнительные разъяснения сторон.
    8. Обязанность доказывания критичности негативных последствий проступков и/или бездействия, и/или намерений, их несоответствия морально-этическим нормам независимого депутата, члена АНД лежит на стороне обвинения, подающей заявление и инициирующей разбирательство.
    9. Телеграм-чат “АНД-конфликты” используется для выяснения деталей проблемы и обмена мнениями. В этих целях члены Комиссии приглашают в чат и удаляют из него тех лиц, которых они посчитают нужными, без объяснения мотивов и причин. 
    10. Комиссия стремится к совершенствованию конструктивного взаимодействия членов АНД, к расширению чата “АНД-конфликты” за счет лиц, оказывающих позитивное, не предвзятое, спокойное и уравновешенное содействие в урегулировании проблем и конфликтов.
    11. В чатах Комиссии допускается только конструктивное общение, касающееся вопросов в компетенции Комиссии (конкретные проблемы, конфликты, загрузка соответствующих текстовых документов в формате Word и графической информации, предложения по работе КЭК, предложения изменений Положения о Комиссии.
    12. В чатах Комиссии не допускаются многократные высказывания одинакового содержания или сути, неоднократное повторение одних и тех же вопросов, на которые уже были даны ответы, уход от ответа
    13. В чатах Комиссии не допускаются выступления и реплики, имеющие оскорбительную или явно не уважительную окраску, ложь,  личностные оценки, в том числе в форме шуток, иронии, сарказма, аллегорий, намеков, высказывание оскорбительных предположений и/или обвинений, не подтвержденных соответствующими письменными доказательствами и т.п. Все сообщения, не соответствующие теме и настоящему Положению, будут удаляться. Лица, допустившие подобные нарушения более 3 раз также будут удаляться из чата.
    14. По окончанию изучения дела и необходимого расследования уполномоченный КЭК представляет на рассмотрение членов Комиссии письменное заключение, включающее его оценку по всем пунктам рассмотренной проблемы/конфликта, краткое обоснование каждой оценки, подкрепленное собранной в процессе расследования доказательной базой.
    15. Опираясь на вышеупомянутые оценки, уполномоченный КЭК по рассматриваемому делу представляет Комиссии проект решения Комиссии и проект решения Президиума АНД.
    16. Окончательное обсуждение и принятие решения происходит в закрытом чате Комиссии.
    17. Рассмотрение проблем, дел, конфликтов и голосования проходят в соответствующих Телеграм-чатах. Рассмотрения и обсуждения могут проходить как в открытом для всех членов АНД режиме, так и в закрытом. В закрытом режиме также проходят заключительные консультации членов Комиссии, Президиума и голосование. Решения Комиссии по процедурным вопросам являются обязательными и окончательными.
    18. Решения Комиссии по вопросам этики и урегулированию конфликтов носят рекомендательный характер. Если все стороны конфликта перед началом его рассмотрения предоставили письменное согласие считать решение Комиссии окончательным и исполнить принятое решение, то оно становится окончательным и передаче в Президиум не подлежит. В противном случае – передается в Президиум АНД для дальнейшего рассмотрения и принятия решения.
  2. Референтные критерии, которые используются для анализа и оценки ситуаций, проблем, конфликтов и вовлеченных в них сторон.
    1. Честность. Требование честности обусловлено необходимостью совместной деятельности людей в процессе их социальной практики, взаимной координации их деятельности, потребностями их повседневной жизни и работы.
    2. Готовность к урегулированию проблемы сближением позиций – договороспособность.
    3. Польза и вред для демократического общества в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
    4. Польза и вред для общества и граждан, непосредственно затронутых действиями или бездействием сторон конфликта, будет являться основным критерием, определяющим соответствие морально-этическим нормам.
    5. Соотношение вреда и пользы, а также конечный результирующий вектор, получаемый в результате сочетания множественных действий (бездействия), вызывающих морально-этические сомнения.
    6. Консолидированное мнение стороны обвинения, участники которой имели непосредственное отношение к конфликтной ситуации.
    7. Неконструктивный и/или немотивированный сговор с провластными структурами и парламентскими партиями.
    8. Уровень независимости от партийных, корпоративных, личных финансовых и карьерных интересов.
    9. Отношение к градостроительной политике мэрии Москвы.
  3. Резолютивные инструменты и действия Комиссии.
    1. Комиссия может принять к производству заявление о проблеме, если считает, что она соответствует профилю Комиссии и соответствует её Положению. Конфликтующие стороны незамедлительно уведомляются об этом.
    2. Комиссия может отказать в принятии к производству заявления о проблеме/конфликте, если считает, что она не соответствует профилю Комиссии и/или её Положению. Стороны проблемы незамедлительно уведомляются об этом. Отказ может быть окончательным, либо временным – вплоть до устранения обнаруженных несоответствий.
    3. Комиссия может самостоятельно начать производство по обнаруженной проблеме, если считает, что она является значимой для АНД, общества в целом, соответствует профилю Комиссии и её Положению. Стороны проблемы незамедлительно уведомляются об этом. В данном случае инициатором принятия в производство (заинтересованной стороной) должен являться один, или несколько членов Комиссии. В остальном процедура и требования соответствуют п. 1.3 настоящего Положения.
    4. По результатам своей работы Комиссия выпускает решения, уведомления, предостережения, протоколы.
    5. Для решения проблем Комиссия использует любые коммуникационные средства, личные и коллективные встречи.

Приложение №1
к Положению о Комиссии по этике и конфликтам

Структура морали состоит из следующих компонентов: — моральная деятельность — важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Только совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о её подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и практическая реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание ее моральной.

Оценке могут подвергаться как отдельные поступки, так и их совокупность, позволяющая определить способ поведения как приемлемый, или неприемлемый.

Рассматриваются 3 составляющих поступка:

  1. Мотив — нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация — совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе индивида, совершающего поступок.
  2. Результат — материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.
  3. Оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека (людей), коллектива, общества и исходя из тех моральных критериев и норм, которые являются референтными для сообщества.

Функции морали:

Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она не регулируется правом, но дополняет его.

Оценочная (аксиологическая) функция. Любой акт морали (поведенческий или духовный) опреде­ляется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под углом “морально — аморально” или “нравственно — безнрав­ственно” являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения, личностные качества и т.д.

Ориентирующая функция. Простые нормы нравственности являются “простыми” только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвесить порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся “компасом”, позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.

Мотивационная функция. Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.

Познавательная (информационная) функция — направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об общественных нравственных ценностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

Воспитательная функция. Любая система воспитания — это прежде всего система нравственного воспитания. Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.

Коммуникативная функция. Система моральных ценностей, в том числе и профессиональных, имеет аналогичное предназначение, как и техническая система распознавания “свой-чужой”. Только на основании сигнала “свой” возможно эффективное служебное и всякое иное взаимодействие, обретение “чувства локтя”, поддержка и взаимовыручка. Именно это представляется наиболее важным для создания, поддержания и развития нашего сообщества единомышленников – АНД.

Идеологическая функция. Назначение этой функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль, общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за смену существующего политического режима.

Мировоззренческая функция. В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей, обуславливающая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической функции с той разницей, что в данном случае она охватывает основные, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.

Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. В этом их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях не только допустимо, но порой и необходимо.

Парадокс моральной оценки связан с вопросом о том, кто может вершить моральный суд, кто имеет право выносить моральные оценки. Логично было бы предположить, что такую функцию могут взять на себя люди, выделяющиеся из общей массы по моральным качествам, подобно тому, как это происходит во всех других областях знания и практики, в которых решающим является слово специалиста (право авторитетного суждения о музыке имеет музыкант, по юридическим вопросам – юрист, и т. д.). Однако одним из несомненных нравственных качеств человека является скромность, еще точнее – осознание своего несовершенства. Более того, чем выше человек в нравственном отношении, тем критичней он к себе относится. Действительно нравственный человек не может считать себя достойным кого-то судить. С другой стороны, люди, охотно берущие на себя роль учителя и судьи в вопросах морали, обнаруживают такое качество, как самодовольство, которое органически чуждо морали и безошибочно свидетельствует о том, что эти люди взялись не за свое дело. Жизненные наблюдения свидетельствуют о том, что в такой ложной роли чаще всего выступают люди, которые занимают более высокие ступени в социально-иерархических структурах (руководители по отношению к подчиненным, учителя по отношению к ученикам и т. д.) Получается: те, кто мог бы вершить моральный суд, не будут этого делать; тем, кто хотел бы вершить моральный суд, нельзя этого доверять. Моральный суд в данном контексте понимается широко – как моральное учительство, моральное осуждение и восхваление.

Иная используемая терминология:

Этика (от греч. ethos, лат. ethica — обычай, характер) — область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль, нравственные отношения как специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека.

Мораль (от лат. mores — характер, нрав, проявляющийся в общении) — форма общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. В отличие от права мораль носит в основном неписаный характер, предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.

Нравственность — практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними; ряд ученых рассматривает понятия “мораль” и “нравственность” как синонимы.

Решение КЭК от 29/01/2020

В заявлениях конфликтующих сторон мы часто встречаем апеллирование к «неэтичности» обнародования содержания их общения, как основания для применения санкций, вплоть до исключения из членов АНД, в отношении стороны, допустившей это.

Комиссия по этике и конфликтам дает следующие разъяснения по подобным инцидентам:

  1. Обнародование содержания общения двух и более лиц (скриншоты чатов, мэйлы, аудио и видеозаписи) может являться в разной степень неэтичным и/или аморальным, в зависимости от содержания общения.
  2. Факт обнародование содержания общения не может являться предметом обращения в КЭК, если только общающиеся стороны не договорились об определенном уровне конфиденциальности, который был нарушен, и, если такая договоренность подтверждена письменно, или в аудиозаписи.
  3. Такое обнародование также подлежит рассмотрению при возникновении, или риске возникновения для одного или нескольких участников общения негативных последствий антидемократического и репрессивного порядка со стороны властей.  

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.