Ассоциация независимых депутатов (АНД) разработала проект нового закона Москвы об организации местного самоуправления (МСУ). Проект предполагает расширение перечня вопросов муниципального значения и увеличение налоговых отчислений в муниципальные бюджеты. Проект планируется внести в Мосгордуму через фракцию «Яблоко». Эксперты считают, что стремление муниципальных депутатов повысить независимость МСУ расходится с видением вышестоящих властей, однако не исключают, что возможность децентрализации власти в Москве может быть реализована.
В пояснительной записке к законопроекту (есть в распоряжении “Ъ”) сказано, что сейчас в Москве МСУ «переживает период роста» и установленного действующими законами объема полномочий муниципалитетов «становится недостаточно даже для решения повседневных задач».
МСУ в столице действует согласно городскому закону «Об организации местного самоуправления в Москве» 2002 года. Тогда выборные районные собрания были переименованы в муниципальные, получили возможность формировать свои исполнительные органы (муниципалитеты), обрели собственные источники доходов, бюджет и уставы. Они действуют наряду с органами государственной власти в районах (районные управы), но имеют минимальные полномочия и финансовые возможности.
Один из авторов законопроекта, глава муниципального округа Якиманка Андрей Морев рассказал “Ъ”, что в Москве полномочия МСУ минимальны по сравнению с другими субъектами, а вместо муниципальных депутатов функцию органов исполнительной власти выполняют управы:
«Сейчас депутаты ничего не могут контролировать, кроме — частично — благоустройства, капитального ремонта и районных праздников. Мы даже не можем влиять на местную собственность, потому что по факту в распоряжении муниципалитетов нет ни собственности, ни денег — все забрал город».
Господин Морев отметил, что некоторые описанные в законе полномочия по факту не могут исполняться. Например, для принятия мер по борьбе с коррупцией нужен аудит, но прав проводить аудит коммунальных организаций или управ у муниципальных депутатов нет.
Проект ассоциации расширяет и уточняет перечень вопросов местного значения. Так, депутаты хотят передать муниципалитетам выдачу разрешений на строительство, согласование разработки покрытия дорог и тротуаров, а также решения о сносе самовольных построек. С учетом расширения круга полномочий, передаваемых на муниципальный уровень, предлагается «укрепить экономические и финансовые основы» МСУ за счет увеличения налогооблагаемой базы. Так, в бюджеты муниципалитетов предполагается зачислять 80% доходов от местных налогов (земельного налога, торгового сбора, налога на имущество физлиц) и часть — от федеральных (7,5% НДФЛ и по 50% от налога на вмененный доход, налога, взимаемого по упрощенной системе, и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы). При этом оставшаяся часть местных и федеральных налогов и сборов, а также единый сельскохозяйственный налог предполагается в полном объеме направлять в фонд финансовой поддержки муниципалитетов для выравнивания их бюджетной обеспеченности. Сейчас власти Москвы сами ежегодно определяют норматив налоговых отчислений в муниципальные бюджеты. По словам господина Морева, от НДФЛ, например, перечисляется «от 0,02% до 3%».
Эксперт Комитета гражданских инициатив (КГИ) в области МСУ Андрей Максимов сказал “Ъ”, что существует «огромное различие» в компетенциях местного самоуправления в городах федерального значения и других субъектах: «Москва, Петербург, Севастополь — единые хозяйственные системы, в которых большая часть вопросов так или иначе решается только на общегородском уровне, поскольку существует единая транспортная, градостроительная, коммунальная система. В таком случае поделить большую часть полномочий между районами невозможно».
При этом господин Максимов считает, что ряд вопросов, в частности градостроительство, не могут быть переданы муниципалитетам: «Город — единый градостроительный комплекс. Границы участков могут не совпадать с границами муниципалитетов, и выдача разрешений на строительство — масштаб, который они не потянут». Он также полагает, что увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты должно быть обосновано, исходя из «стоимости полномочий», которые предлагается передать муниципалитетам. «Думаю, законопроект в большей степени направлен на то, чтобы спровоцировать общественную дискуссию о расширении возможностей муниципалитетов в Москве. Такая дискуссия может быть продуктивной в плане определения, в каком направлении усиливать местное самоуправление в Москве»,— заключил эксперт.
Политолог Аббас Галлямов считает, что шансов на принятие законопроекта нет, поскольку он противоречит логике вертикали власти, в рамках которой «никакой самостоятельности у нижестоящих этажей власти от вышестоящих быть не должно». «Впрочем, это не значит, что этим не стоит заниматься. Децентрализация сейчас входит в моду. На этом в следующем году можно будет выстроить хорошую предвыборную кампанию»,— заключил эксперт.