- Генеральному секретарю Совета Европы Г-же Мария Пейчинович-Бурич.
- Комиссару Совета Европы по правам человека Г-же Дуня Миятович.
- Председателю ПАСЕ Г-ну Хендрик Дамс.
- Председателю Комитета ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека Г-ну Борисс Цилевич.
- Генеральному секретарю Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Г-ну Андреас Кифер.
- Председателю ОБСЕ Г-же Анн Линде.
- Генеральному секретарю ОБСЕ Г-же Хельга Шмид.
- Директору БДИПЧ ОБСЕ Г-ну Маттео Мекаччи.
- Председателю парламентской ассамблеи ОБСЕ Г-ну Питер Баунесс.
- Генеральному секретарю ООН Г-ну Антониу Гутерриш.
- Верховному Комиссару по правам человека Г-же Мишель Бачелет.
- Председателю Совета ООН по правам человека Г-же Назахат Шамим Хан.
Мы, независимые муниципальные депутаты, считаем необходимым применение международных механизмов защиты прав человека в России в связи с новым витком политических репрессий.
Преследование оппозиционного политика Алексея Навального было воспринято гражданами как новый уровень беззакония и переход к методам государственного террора. А. Навальный был произвольно задержан на границе, далее проведена имитация суда и вынесен неправосудный приговор. Это вызвало массовое возмущение и протестные акции по всей стране. Следует подчеркнуть исключительно мирный характер этих акций. Мы убеждены, что эти митинги и шествия являются корректной формой реализации международно признанных прав – на свободу мирных собраний и свободу выражения мнения, гарантируемых Конституцией Российской Федерации.
Российское общество, наши избиратели шокированы жестоким силовым подавлением мирных акций и развернутой вслед за этим кампанией репрессий и запугивания. Мы, независимые депутаты, были участниками и наблюдателями в ходе публичных гражданских выступлений и старались оказывать правовую помощь задержанным.
Должны отметить следующее:
- Применение грубой силы против сугубо мирных участников собраний, не представлявших никакой общественной опасности. Избиения с применением дубинок и электрошокеров, незаконные обыски, жестокое обращение с задержанными до доставки в полицию. Специальные отряды полиции фактически нападали на спокойно стоящих или идущих протестующих.
- Произвольный характер задержаний, жертвами которых становились в том числе обычные прохожие.
- Тотальная фальсификация полицейских протоколов для оправдания произвольных задержаний. Фактически демонстративно применялись стандартные одинаковые тексты для людей, задержанных в разное время и в разных местах при разных обстоятельствах.
- Массовый отказ в допуске адвокатов и общественных защитников в отделения полиции, где содержались задержанные до суда. Моральное и физическое давление на задержанных, умышленное причинение страданий с целью самооговора и фальсификации уголовных дел. Отмечены многочисленные случаи пыток, а также незаконного удержания сверх допустимого по закону срока.
- Массовое нарушение права на справедливый суд, гарантированного Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, а также практикой ЕСПЧ – фактически, применена скоростная имитация судебных процессов со 100% обвинительными приговорами. Чрезвычайно часто суды проходили в отсутствие защитников.
- Жестокое обращение с арестованными. Фактически, часть срока люди проводили в полицейских автобусах без сна, еды, воды, туалета. Места содержания арестованных оказались переполнены и не готовы к приему такого количества людей. Условия содержания также не соответствуют требованиям гуманного обращения и санитарным нормам. В частности, скученность, при отсутствии необходимых мер гигиены, категорически неприемлема в условиях пандемии. Люди не могут получить воду, продукты, лекарства, встречу с адвокатом для апелляции.
- Режим информационной изоляции задержанных – сутками родственники не могли получить никакой информации об их местонахождении.
- Произвольные задержания и аресты людей, помимо уличных акций, – за критические посты в социальных сетях или иную оппозиционную активность.
- Задержания, избиения, аресты журналистов, которые находились в месте событий с редакционным заданием, а также преследование оппозиционных журналистов.
- Задержания и преследование оппозиционных депутатов. В том числе возбуждение фейковых уголовных дел и фабрикация административных дел на основании публикаций в социальных сетях.
- Не только мирные собрания, но и правовая помощь задержанным объявлены вне закона самими сотрудниками МВД всех уровней. Отмечены случаи задержаний адвокатов, прибывших к подзащитным, насилия и давления на адвокатов.
- Кампания клеветы и запугивания граждан, увольнения с работы, отчисления студентов из университетов за участие в мирных протестах.
Число жертв репрессий на момент составления письма составляет около 12000 человек, но это число продолжает расти за счет новых задержаний и арестов, в том числе с не соответствующим закону применением цифровых технологий.
Следует заметить, что эта эскалация происходит на фоне принятия целого ряда новых репрессивных законов, еще больше ограничивающих фундаментальные права и свободы – слóва, мирных собраний и объединений.
Мы просим максимально твердо и принципиально отреагировать на эту кризисную ситуацию в нашей стране в рамках своих полномочий.
Тема политических репрессий, сворачивания фундаментальных прав человека, эскалации государственного насилия должна стать важнейшей в оценке ситуации в России и центральной в диалоге с российскими властями.
С уважением,
Председатель Президиума АНД
Елена Филина
Ответ ОБСЕ
letter-elena-filinaОтвет Генерального секретаря Совета Европы
gensekse
Об авторе