о Комиссии АНД по этике и конфликтам
Комиссия по этике и конфликтам (КЭК) избирается в количестве 5 человек простым большинством голосов на заседании Президиума АНД из числа членов АНД.
У Комиссии нет постоянно действующего руководителя, все члены Комиссии равны. Функции руководителя Комиссии и/или её представителя во взаимодействии с другими органами АНД, внешними организациями и физическими лицами в случае необходимости выполняет любой из её членов, выразивший на то согласие в отношении каждого конкретного вопроса или дела, объявивший об этом в чате Комиссии и приступивший к соответствующим действиям, если это не вызвало возражений большинства других членов Комиссии. В этом случае такой член комиссии получает статус “уполномоченного Комиссии по этике и конфликтам” по данному вопросу.
Данное Положение устанавливает процедуру и принципы рассмотрения конфликтов, жалоб и запросов на проведение экспертиз по ситуациям, оценка которых необходима с целью определения соответствия действий, поступков, или намерений морально-этическим нормам демократического общества и ценностям независимого депутата, члена АНД.
Морально-этические нормы являются философией поведения, возникающей и формируемой под воздействием множества переменных факторов – воспитания, образования, повседневного взаимодействия с окружающими, в том числе в рамках различных сообществ. В отличие от норм права, морально-этические нормы более динамичны и менее подвержены регулированию. Поскольку изучение этих вопросов относится к области философии, настоящее Положение не дает однозначных и точных параметров для их решения, но дает лишь общее направление, основывающееся на академической философии, и описывает процедуру рассмотрения этих вопросов. В Приложении №1 к настоящему Положению приведены некоторые выдержки из соответствующих научных трудов, и разъяснение употребляемых здесь терминов, призванные помочь в рассмотрении этих вопросов и принятии взвешенных решений.
Морально-этические нормы в демократическом обществе требует отказа от конфронтации повсюду, где это возможно, отказа от политического и любого иного радикализма. В рамках этих норм отдается предпочтение компромиссам, диалогу, переговорам, сотрудничеству, достижению баланса интересов взаимодействующих сторон.
АНД, как внепартийное сообщество, объединяет единомышленников, невзирая на партийную принадлежность, на платформе широких универсальных демократических принципов и взглядов. Члены парламентских партий, подписав заявление о вступлении в АНД, признают верховенство морально-этических принципов АНД над партийными идеологиями. Член АНД не должен пропагандировать чуждые демократии общественно-политические явления, их лидеров и действовать в их интересах, в том числе авторитарные и тоталитарные режимы, репрессивные инструменты управления государством и обществом, милитаристскую политику, пренебрежение к народу, экологии и т.п.
Приложение №1
к Положению о Комиссии по этике и конфликтам
Структура морали состоит из следующих компонентов: — моральная деятельность — важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Только совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о её подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и практическая реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание ее моральной.
Оценке могут подвергаться как отдельные поступки, так и их совокупность, позволяющая определить способ поведения как приемлемый, или неприемлемый.
Рассматриваются 3 составляющих поступка:
Функции морали:
Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она не регулируется правом, но дополняет его.
Оценочная (аксиологическая) функция. Любой акт морали (поведенческий или духовный) определяется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под углом “морально — аморально” или “нравственно — безнравственно” являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения, личностные качества и т.д.
Ориентирующая функция. Простые нормы нравственности являются “простыми” только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвесить порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся “компасом”, позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.
Мотивационная функция. Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.
Познавательная (информационная) функция — направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об общественных нравственных ценностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.
Воспитательная функция. Любая система воспитания — это прежде всего система нравственного воспитания. Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.
Коммуникативная функция. Система моральных ценностей, в том числе и профессиональных, имеет аналогичное предназначение, как и техническая система распознавания “свой-чужой”. Только на основании сигнала “свой” возможно эффективное служебное и всякое иное взаимодействие, обретение “чувства локтя”, поддержка и взаимовыручка. Именно это представляется наиболее важным для создания, поддержания и развития нашего сообщества единомышленников – АНД.
Идеологическая функция. Назначение этой функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль, общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за смену существующего политического режима.
Мировоззренческая функция. В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей, обуславливающая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической функции с той разницей, что в данном случае она охватывает основные, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.
Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. В этом их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях не только допустимо, но порой и необходимо.
Парадокс моральной оценки связан с вопросом о том, кто может вершить моральный суд, кто имеет право выносить моральные оценки. Логично было бы предположить, что такую функцию могут взять на себя люди, выделяющиеся из общей массы по моральным качествам, подобно тому, как это происходит во всех других областях знания и практики, в которых решающим является слово специалиста (право авторитетного суждения о музыке имеет музыкант, по юридическим вопросам – юрист, и т. д.). Однако одним из несомненных нравственных качеств человека является скромность, еще точнее – осознание своего несовершенства. Более того, чем выше человек в нравственном отношении, тем критичней он к себе относится. Действительно нравственный человек не может считать себя достойным кого-то судить. С другой стороны, люди, охотно берущие на себя роль учителя и судьи в вопросах морали, обнаруживают такое качество, как самодовольство, которое органически чуждо морали и безошибочно свидетельствует о том, что эти люди взялись не за свое дело. Жизненные наблюдения свидетельствуют о том, что в такой ложной роли чаще всего выступают люди, которые занимают более высокие ступени в социально-иерархических структурах (руководители по отношению к подчиненным, учителя по отношению к ученикам и т. д.) Получается: те, кто мог бы вершить моральный суд, не будут этого делать; тем, кто хотел бы вершить моральный суд, нельзя этого доверять. Моральный суд в данном контексте понимается широко – как моральное учительство, моральное осуждение и восхваление.
Иная используемая терминология:
Этика (от греч. ethos, лат. ethica — обычай, характер) — область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль, нравственные отношения как специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека.
Мораль (от лат. mores — характер, нрав, проявляющийся в общении) — форма общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. В отличие от права мораль носит в основном неписаный характер, предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.
Нравственность — практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними; ряд ученых рассматривает понятия “мораль” и “нравственность” как синонимы.
Решение КЭК от 29/01/2020
В заявлениях конфликтующих сторон мы часто встречаем апеллирование к «неэтичности» обнародования содержания их общения, как основания для применения санкций, вплоть до исключения из членов АНД, в отношении стороны, допустившей это.
Комиссия по этике и конфликтам дает следующие разъяснения по подобным инцидентам: